Адаптация детей-мигрантов в школе

 

           

                        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ильинское

муниципального образования "Томаринский городской округ"

Сахалинской области

год образования 1962

языки образования: русский

                                                                                        

 

 Адрес:

 694840, Сахалинская область, Томаринский район, с.Ильинское, пер. Гвардейский, 15

 


 

Связь с руководством:

 

тел./факс:

+7(42446)25209 email: ilinskmousosh@mail.ru

 

 

Адаптация детей-мигрантов в школе

 

  В настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников. Их интеграция в новое окружение становится одной из первоочередных задач, стоящих перед системой образования. Основные проблемы, возникающие в ходе решения этой задачи, таковы.

Во-первых, дети мигрантов часто испытывают трудности в общении с одноклассниками. Прежде всего, мешает недостаточная развитость навыков общения у младших школьников — и коренных жителей, и мигрантов. Например, многие дети к моменту поступления в начальную школу не умеют знакомиться со сверстниками, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Кроме того, навыки взаимодействия, с которыми приходят в школу дети мигрантов, часто оказываются неадекватными в новой социальной среде: приезжие дети могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной детской культуре. Культурно обусловленные различия в способах невербальной коммуникации, нормах отношений, ценностях, стандартах и ритуалах поведения многочисленны, и они часто становятся причиной неприятных недоразумений при взаимодействии детей разных национальностей. К тому же многие дети-мигранты не очень хорошо владеют русским языком, что создает дополнительные трудности для общения и взаимопонимания.

Во-вторых, детям-мигрантам зачастую тяжело дается школьная программа, что снижает их самооценку, негативно сказывается на отношениях с окружающими, почти автоматически снижает социальный статус ребенка среди одноклассников. Обычные причины неуспеваемости детей-мигрантов — плохое знание русского языка и слабая дошкольная подготовка. Они не всегда понимают объяснения учителя, не умеют выразить свою мысль.

В результате совместного действия этих факторов многие дети-мигранты уже в свои семь-восемь лет начинают воспринимать социум, в котором они вынуждены находиться, как отвергающий, унижающий и дискриминирующий.

Решение данной проблемы состоит в целенаправленном обучении младших школьников взаимодействию и сотрудничеству непосредственно в классных коллективах. Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

Для этого учителю надо определить способ организации работы детей. Тематика занятий может быть любой: например, рисование, конструирование, создание текстов и т. п. Это позволяет одновременно с обучением детей сотрудничеству решать другие образовательные и воспитательные задачи. Таким образом, не нужно вводить дополнительные учебные часы или изменять содержание учебных планов.

Необходимо: 

1. Создание положительного отношения к сотрудничеству. Нужно убедить детей, что работать вместе с другими интересно, сама работа часто позволяет сделать то, чего не сделаешь в одиночку, а теплые чувства к партнерам сохраняются и после окончания общего дела.

2. Формирование привычки согласовывать свои личные интересы с интересами других. Нужно помочь детям осознать, что вклад каждого в работу обогащается вкладом других участников, а вызывающий положительные эмоции результат может существенно отличаться от первоначального личного замысла.

3. Обучение детей правилам эффективной организации совместной работы. Нужно научить детей до начала и в ходе работы обсуждать и согласовывать планы, а также распределять обязанности и средства, используя при этом справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развитие эмоциональной сферы. Нужно научить детей чувствовать эмоциональное состояние партнеров, своевременно реагировать на их слова, жесты, мимику и т. п., адекватными средствами выражать собственные чувства и обсуждать предполагаемые чувства партнеров.

При организации коллективной творческой деятельности детей и роли педагога в обучении детей взаимодействию и сотрудничеству важен подбор заданий. Задания должны быть такими, чтобы успех напрямую зависел от дружной и согласованной работы всех членов группы, — в противном случае работа не может считаться коллективной и не соответствует поставленной цели.

Учитель класса, куда пришел ученик со слабым знанием языка, как правило, проводит беседу с учениками о необходимости постоянной дружеской поддержки нового товарища. Такая поддержка сверстников – языковая и моральная – очень помогает ребенку адаптироваться в новой среде. Вовлечение ребенка в учебную и внеурочную деятельность помогают ребенку выразить себя, проявить свои способности, вызвать одобрение учителя и уважение сверстников. Достигнутые успехи в разного рода занятиях могут принести ребенку популярность, повысить его самооценку и снизить риск формирования комплекса неполноценности. Все эти приемы проверены опытом и успешно работают в коллективе.

Рекомендации родителям:

Решение проблемы интеграции и психологической адаптации детей-мигрантов в школе состоит в целенаправленном обучении их взаимодействию и сотрудничеству. Обучать детей взаимодействию и сотрудничеству необходимо сразу же после их появления в школе: это лучший способ избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов, в том числе этнических. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к другому, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.

 

Мероприятия по адаптации и интеграции детей мигрантов,проводимые специалистами службы

психолого-педагогического  медико-социального сопровождения

Цель работы: создание условий для эффективной адаптации и интеграции детей мигрантов в учреждении.

Задачи:

- обеспечение сохранности психического здоровья;

- обеспечение успешности вхождения в инокультурную среду класса, школы, города;

- формирование толерантного отношения к обществу, в котором происходит социализация.

Психолого-педагогическое сопровождение включает три аспекта:

1) необходимо психолого-педагогическое сопровождение детей, которое обеспечит максимально комфортное вхождение в новую среду, поможет снизить тревожность детей, уровень агрессивности, раскрыть индивидуальные особенности.

2) дети должны проходить языковую адаптацию, предусматривающую изучение русского языка в дополнение к обязательным урокам.

3) не обойтись без социокультурной адаптации. Это знакомство с людьми, средой проживания, социальными условиями, культурными нормами, культурно-историческими традициями, менталитетом, литературой.

Для решения выше указанных задач специалистами службы ППМС сопровождения проводятся следующие мероприятия:

1. Проведение диагностики личностной сферы детей мигрантов.

2. Индивидуальные консультации с детьми мигрантов (по запросу).

3. Выявление интересов и склонностей ребёнка, вовлечение во внеурочную деятельность, в секции, контроль их посещения.

4. Индивидуально-групповые занятия с детьми мигрантов по русскому языку.

5. Профилактика асоциального поведения и проблем в обучении, общении.

6. Занятия – тренинги, направленные на сплочение коллектива (по необходимости).

7. Занятия – тренинги, направленные на коррекцию межличностных отношений (по необходимости).

8. Проведение недели толерантности.

9. Привлечение детей мигрантов к участию в классных и школьных мероприятиях.

 

 

Культурно-социальная и языковая адаптация ребенка - мигранта младшего школьного возраста (методические рекомендации)

 

Формирование культурной толерантности школьников в пространстве образовательного учреждения (учебно-методическое пособие)

 

Развитие навыков общения детей в новой социальной среде (методические рекомендации)

 

Памятка для родителей по адаптации обучающихся из семей -мигрантов

Дата последнего обновления страницы 27.11.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»